В Библии Бог сообщает, что создал человека по образу и подобию. На протяжении двух с половиной тысяч лет иудейские и христианские мыслители пытались понять, что же означает "образ и подобие", не приходя к единому ответу. Но с возникновением исторической критики древних текстов мы можем дать более точный ответ, исходя из реалий того времени.

Об "образе и подобии" сказано в 1 главе Книги Бытия:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1:26-27).

На иврите под "образом и подобием" использованы слова "целем" и "демут". В тексте подчеркивается, что человечество было создано одновременно как мужское и женское начало, в то время как во 2 главе Книги Бытия первым создан мужчина, затем животные, и только потом женщина.

Божественный образ и подобие человека говорит о его превосходстве над животными. Следовательно, человек - венец творения.

Сотворение Евы из ребра Адама
Сотворение Евы из ребра Адама
 

Особенность христианского понимания "образа и подобия"

Августин Аврелий, христианский святой 5 века, писал, что образ и подобие указывает на ум человека и его схожесть с Троицей. Василий Великий, каппадокийский святой 4 века, считал, что образ и подобие также относится к разумности человека, и вдобавок к этому - к способности властвовать над животными. Иоанн Златоуст, другой каппадокийский святой 4 века, также полагал, что речь идет о господстве над животными, но добавлял, что "подобие" относится к способности быть добродетельным.

Суть христианских интерпретаций в том, что они старались отнести "образ и подобие" к проявлениям человека, которые рассматривались в то время как превосходства человека над животным миром - наличие ума и иерархический статус.

Бог дает животных во владение первым людям
Бог дает животных во владение первым людям

Однако такой взгляд скорее всего складывался под влиянием греко-римской античной философии, которая подразумевала дуализм тела и души. Бог не может быть телесным, как и его творение, следовательно, под образом и подобием необходимо понимать "возвышенные" черты человека, по типу свободы воли, разума, духовности и нравственного чувства.

Средневековые христианские мыслители толковали текст Библии исходя из интеллектуальных реалий своего времени, хотя авторы Книги Бытия жили, скорее всего, без традиционного для христиан представления о душе, которая может быть отделена от тела. Более того, авторам Книги Бытия гораздо проще было принять идею, что у Бога есть тело, поэтому они без каких-либо сомнений писали, что Бог вместе со своей ангельской свитой являлся Аврааму, чтобы поесть и помыть ноги у него шатре. Также Бог приказывал евреям прятать под землю отходы жизнедеятельности, чтобы Яхве случайно не наступил на них.

Тогда в чем смысл "образа и подобия"?

Для этого достаточно обратиться к тексту Книги Бытия. В 5 главе продолжена мысль, что Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию. Но в третьем стихе уже Адам рождает третьего сына Сифа по своему образу и подобию:

Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. (Бытие 5:3)
 
 
Адам, Ева и их три сына (Каин, Авель, Сиф) работают в поле после грехопадения.
Адам, Ева и их три сына (Каин, Авель, Сиф) работают в поле после грехопадения.
 

Странно предполагать, что Адам "родил" Сифа, даровав ему разум и господство над животными, ведь Бог уже сделал это. Тут, скорее всего, имеется в виду внешность. И это согласуется с предложенными терминами. Термин "целем" (образ) означает некий трехмерный объект по типу статуи. Термин "демут" (подобие) относится к физическому сходству.

Древние израильтяне, возможно, верили, что тело человека похоже на тело Бога и других божественных существ. Это как раз является нормой того времени, ведь мы видим археологические подтверждения этому - древние статуэтки и скульптуры богов Леванта, где жили евреи того времени.

Западносемитский бог Баал
Западносемитский бог Баал
 

Таким образом, первый человек унаследовал физические черты от Бога, в то время как Сиф унаследовал физические черты от Адама.

С другой стороны, учитывая боязнь авторов Торы изображать внешний образ Бога, они могли не придерживаться слишком антропоморфной интерпретации "образа и подобия", по которым созданы первые люди. Поэтому можно допустить, что библейское представление о Боге исходило из месопотамской теологической традиции, которая гласила, что цари являются "образом бога" (аккадское "цальму"). Царь служил представителем бога на земле.

Авторы Книги Бытия, вероятно, полагали, что божий образ имеют не только цари, но все люди. Поэтому "образ и подобие" - это про земное владычество человека над животными и окружающей средой. В месопотамской теологии боги создали людей, чтобы они трудились для богов. В Бытии Бог создал человека для возделывания сада. Следовательно, образ и подобие - это перекладывание власти бога на человека. В случае с Адамом именно Сиф стал продолжателем "правильной" ветви человечества, которая достойна носить божественный образ.