После смерти И. В. Сталина в 1950‑е архитектурное наследие его эпохи раскритиковали за монументальность и помпезность. Из‑за обилия декоративных элементов дома в стиле так называемого сталинского ампира прозвали образцами «архитектуры свадебных тортов». Новый глава государства Н. С. Хрущёв призвал к борьбе с излишествами и провозгласил господство простоты и функциональности. Это отразилось на облике Москвы во второй половине 1950‑х — середины 1960‑х: здания строили в духе рационализма.
Эпоха Хрущёва стала временем прощания с московскими бараками, полуподвалами и коммуналками. До этого в столице не успевали возводить жилые дома, так как население города росло небывалыми темпами. В 1950‑е годы сначала в столице, а потом и по всей стране развернулось скоростное строительство типовых блочных пятиэтажек (в народе эти дома прозвали хрущёвками).
В 1964 году главой СССР стал Л. И. Брежнев. И хотя этот период называют эпохой застоя в экономике и в социальной сфере, города продолжали активно застраиваться. В это время началась перестройка проспекта Калинина (ныне — Новый Арбат) с целью связать центр города с Кутузовским проспектом и Можайским шоссе. Были снесены несколько старых улочек, на их месте построили пять жилых домов‑башен — «открытых книг». Новая улица вызвала шквал критики и даже получила прозвище «вставные челюсти Москвы». Спустя десятилетия споры поутихли, и сегодня Новый Арбат воспринимается как один из главных символов города