В 1967 году на экраны вышла культовая комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Фильм стал лидером проката, его посмотрели почти 77 миллионов человек! В начале картины Бывалый, хорошо известный зрителям по прежним фильмам, учит провинциальную кавказскую молодежь правильно танцевать твист. Сначала, мол, тушите один окурок, потом второй… «Это же вам не лезгинка, а твист!» — говорит Бывалый. А потом Нина исполняет тот же твист на валуне под «Песенку о медведях». Кстати, это был не единственный советский фильм, фактически рекламировавший американский танец. Твист также танцевали Маргарита Терехова в картине «Здравствуй, это я!» (1965 г.), Люда Шабанова в фильме «Иностранка» (1965 г.), Савелий Крамаров и Надежда Румянцева в фильме «Черт с портфелем» (1966 г.), Наталья Селезнева в фильме «Саша-Сашенька» (1966 г.) и др.
Советское руководство всегда возмущал тот факт, что на словах наша молодежь любит Родину, но при этом вместо родных патриотических песен и танцев по-прежнему предпочитает буржуазную попсу. Активной борьбой с «чуждыми советскому народу плясками» прославился Никита Хрущев. В начале 60-х годов критике и всевозможным запретам был подвергнут рок-н-ролл, который на наших танцплощадках принято было называть просто «рок». Потом партийное «вето» было наложено даже на привезенные с Кубы эмоциональные и яркие танцы
румба и ча-ча-ча. И это несмотря на то, что последние танцевали вовсе не американцы, а братья с острова Свободы! Ну а в 1963 – 1964 гг. по всей стране на вечеринках, танцплощадках и просто на улицах возле пивных ларьков стали замечать странным образом крутящихся людей. Те будто тушили валяющиеся на земле окурки… «А это что еще за «зараза» такая?! – возмущались проезжавшие мимо на персональных «Волгах» и «Чайках» почтенные члены КПСС. — Очередная американщина?!» О новом танце, получившем название «твист», вскоре доложили товарищу Хрущеву. А тут еще и Муслим Магомаев исполнил в стиле твист песню про Москву «Лучший город Земли». Вождь был в очередной раз разгневан. Мы, понимаешь, со всякими там сектами, адвентистами и церковниками не успеваем бороться, а тут эти дурацкие танцоры. В прессе появилась серия статей о «проникновении буржуазных течений» и «пьяных танцульках» возле гастрономов. Общая их суть сводилась к тому, что американские танцы пляшут только морально неустойчивая молодежь и пьяницы в кабаках. Напьются водки и начинают «окурки ногами тушить»…
Поэтому для горьковчан настоящей сенсацией стала опубликованная в комсомольской газете «Ленинская смена» в августе 1965 года статья под названием «Вновь о танцевальном искусстве». В ней руководитель студии современных бальных танцев Г. Озолиньш подверг резкой критике работу Центрального дома народного творчества им. Н.К. Крупской. Последний был создан в 1936 году в составе Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР и осуществлял методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. По мнению автора статьи, указанная контора давно отстала от времени, превратившись в своего рода орган танцевальной цензуры.
«Большинство танцев, рекомендованных Центральным домом народного творчества: дружба, елочка, каблучки, стукалочка и другие, – по сути дела, напоминают те, которые танцевали наши прадедушки и прабабушки, отличаясь от них наличием нескольких современных элементов, – писал Озолиньш. – Но поскольку они цикличны, внесение в них чего-то современного почти невозможно». И действительно, в порыве борьбы с «американщиной» ЦДНТ пытался проводить политику «импортозамещения». А именно – под видом «современных бальных танцев» внедрять в самодеятельность отечественные аналоги фокстрота и твиста. Помимо упомянутых стукалочек и каблучков чиновники пытались развивать «умеренно быстрый» русский парный бальный танец падеспань, созданный в 1898 году и состоявший из элементов характерно-сценического испанского танца, а также падеграс — парный бальный танец, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями и фиксированных поз. И тоже из ХIХ столетия! В 1965 году в Москве был даже проведен Всероссийский конкурс исполнителей современных бальных танцев, на который приехали танцевальные пары из 46 областей, краев и республик РСФСР. Однако мероприятие закончилось полным крахом в силу того, что многие танцы оказались совершенно архаичными и не вызывали у зрителей ничего, кроме смеха. Между тем довольно популярный танец бип-бип, автором которого был ленинградский балетмейстер И. Диментман, в рекомендованный ЦДНТ список не попал. «Танцы с обязательной очередностью фигур – падеграс, падеспань, падеакр – танцевали еще в XVIII – XIX веках на балах в светском обществе, в наши дни молодежь не воспринимает их, – писала «Ленинская смена». – Взять, например, твист. Это типично современный танец, близкий к нашему времени своим темпераментом и требующий от исполнителя не только понимания искусства, знания элементов танца, но и спортивной подготовки. Самое же основное, что в твисте не- обязательно последовательное исполнение фигур. А это очень важно».
Статья в защиту твиста вызвала огромный резонанс у горьковчан. Редакция «Ленинской смены» была буквально завалена письмами. «Что касается «па-де-граса», «па-де-труа» и прочих «па-де», действительно эти танцы полны красоты и элегантности. Были, – писал комсомолец Н. Лещев. – Это танцы аристократов XIX века и никак не подходят современной молодежи, танцующей в кафе, на танцплощадках. Они слишком чопорны и манерны. А что из себя представляют «елочка», «каблучки» и т.д., усиленно пропагандируемые (но плохо прививающиеся) работниками ЦДНТ? Мне кажется, это нельзя назвать творчеством наших балетмейстеров, это просто фрагменты из русских народных танцев, примитивно обработанных и названных современными бальными». «Факты говорят о том, что ни «каблучки», ни «елочки» не популярны, этих танцев не увидишь ни на одной танцплощадке города, – говорилось в письме комсомолки Е. Обуховой. – Зато везде с удовольствием танцуют вальс, фокстрот, танго, а в последнее время появляется ча-ча-ча. Правда, плохо то, что почти никто не умеет правильно и красиво танцевать. Вот сюда и нужно направлять работникам ДНТ свои усилия, а не проталкивать «каблучки» вместо твиста (который, кстати, тоже можно танцевать красиво) и успокаивать себя результатами всероссийского конкурса, который прошел не совсем удачно, судя по сообщениям центральной печати и отзывам участников».
Другие, напротив, высказывали свое возмущение. «Считаю споры о вреде и пользе твиста и других новомодных танцев глупыми и несвоевременными, – писал коммунист с 25-летним стажем И. Семенов. – Нельзя забывать, что ровно двадцать лет назад именно США сбросили атомную бомбу на мирный японский город Хиросима, испепелив тысячи ни в чем не повинных людей. Потом американцы развернули бойню в Корее, разорили и разрушили эту страну. А сейчас самолеты с американскими флагами уничтожают непокорный и свободолюбивый народ Вьетнама. И нас бы разбомбили, не отними мы у них монополию на атомную бомбу… И вот на фоне всего этого я как коммунист с многолетним стажем не могу понять: как наша молодежь, воспитанная на пионерских и комсомольских ценностях, может танцевать американские танцы? Да и давайте не будем прикрываться словом «молодежь». Есть те, кто трудится на заводах, познаёт науку, готовится к полетам в космос. А есть те, кто вступает в комсомол лишь для карьеры, идет на тепленькие места, а по вечерам идет танцевать твист…»