СПАСЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКА ОТ ШВЕДОВ – СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАННОЙ ОПЕРАЦИИ?
События начала XVIII века, когда шведская эскадра предприняла атаку на северные русские земли, были показаны в фильме 1982 года «Россия молодая», снятом по одноимённому роману Юрия Германа. Они не были вымыслом, поскольку подтверждены документально. Простые русские люди действительно, жертвуя собой, спасли родной край от нападения шведов. Однако большой вопрос – было ли это случайностью или заранее спланировано?
7 июня 1701 года 7 шведских кораблей вышли из Гётеборга, имея целью дойти до Архангельска и уничтожить там портовые сооружения и строящиеся военные корабли. По пути ими были захвачены в плен толмач (переводчик) Дмитрий Попов, а также вышедший на рыбный промысел поморский кормщик Иван Седунов (по прозвищу Рябов).
Кормщик нужен был шведам в качестве лоцмана, поэтому они немало помаялись, прежде чем склонили его к сотрудничеству. Сначала были щедрые посулы, потом жестокие пытки: Рябова били, жгли калёным железом, несколько раз выбрасывали за борт и поднимали на привязанной верёвке. Наконец, пленник согласился показать фарватер.
24 июня галиот «Тёва» и шнава «Мьёхунден» крепко сели на песчаную мель метрах в двухстах от строящейся Новодвинской крепости. Единственное, что успели сделать шведы, это расстрелять "морских Сусаниных" – толмача и кормщика. Дальше расстреливать из пушек береговой артиллерии начали их самих. Шведы спешно эвакуировались на уцелевшие суда. Под шумок сумел сбежать и притворившийся убитым раненый Иван Рябов. Тело погибшего Дмитрия Попова он также смог доставить на родной берег.
Неприятель вернулся домой ни с чем. Иван Рябов до осени просидел в остроге по обвинению в пособничестве шведам, потом его освободили. Далее следы кормщика затерялись. Это то, что известно официально. Однако некоторые историки и военные специалисты, подробно изучившие документы и проанализировавшие ход событий, выдвигают версию о специально спланированной операции по внедрению своего агента в стан врага. Центральное место в этой комбинации отводится архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию.
Это был человек, которому царь Пётр всецело доверял, и которого он наделил широчайшими полномочиями при строительстве Новодвинской крепости. Архиепископ через приходы и торговых людей обладал самой подробной информацией обо всём происходящем, как на своей земле, так и у соседей. Как пример: в 1700 году он, основываясь на донесениях мореходов, купцов и путешественников, подготовил для государя интересный труд, именуемый «О трёх путях в Свейскую (шведскую) землю». Не знать о том, что шведы снаряжают в поход на Россию целую эскадру, архиепископ не мог.
Далее. Пётр I строго-настрого запретил выход поморов на промысел за полтора месяца до указанных событий, чтобы никто из них не смог указать фарватер к Архангельску. А Иван Рябов беспрепятственно вышел в море и не понёс за это никакого наказания. Более того, из острога его освободили по личному приказу Петра I, повелевшего к тому же щедро наградить кормщика и отправить в Москву.
Как бы то ни было, Иван Рябов вошёл в историю как герой, память о котором хранят его земляки. В Архангельске его именем названа улица, находящаяся рядом с Новодвинской крепостью.
Подписывайтесь на канал История Отечества, мы вспоминаем героев и их подвиги, памятные даты и исторические события!